г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66
Приемная комиссия: (343) 251-77-44, (343) 251-70-85
Телефон для обращений: 8 (902)-509-50-05,
8 (902)-502-77-78, (343) 251-78-20
Директорат: (343) 257-20-05
Факс: (343) 257-44-27
E-mail: director@ui.ranepa.ru

 


Влияние фотографии

В самом общем виде я попытаюсь рассмотреть феномен фотографии и его «властность» в современной культуре. Фотография, в силу своей массовой рас­пространённости и обычности, скрывает своё влияние на современного человека, а между тем, оно, это влияние, очень существенно...

В тридцать первом году, тогда же, когда Вальтер Беньямин публикует «Краткую историю фотографии», Осип Мандельштам пишет:

«Не разбирайся, щёлкай милый кодак,
Покуда глаз – хрусталик кравчей птицы,
А не стекляшка!
Больше светотени –
Ещё, ещё! Сетчатка голодна!»

В тех же отрывках «Уничтоженных стихов» читаем:

«В год тридцать первый от рожденья века
Я возвратился, нет – читай: насильно
Был возвращён в буддийскую Москву».

И опять в этом же тридцать первом поэт вновь подчёркивает:

«Захочешь жить, тогда глядишь с улыбкой
На молоко с буддийской синевой».

И вновь:

«Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето…» 1

Связка «фотография (щёлкай милый кодак) – буддийское лето, буддийская Москва» указывает нам на то, что Мандельштам не может вынести ужаса той настоящей и подлинной реальности, которая господствовала в то время в Москве. Это была реальность массовых репрессий, ночных телефонных звонков, нищеты, «века-волко­дава», «хрипа», «неправды», всего того, что тоталитарная власть предлагала поэту в качестве материала для стихов и, что самое важное – в качестве реальности его личной жизни.

«Уж я люблю московские законы,
Уж не скучаю по воде Арзни.
В Москве черёмухи да телефоны,
И казнями там знамениты дни».

Для того, чтобы выжить в той реальности ночных звонков и казней, поэту необходимо представить её – эту реальность, в виде иллюзии. Иначе невозможно, буквально воспринимать реальность тридцать первого года нельзя, а вот по-буддистки, отстранённо, в виде набора множества фотоснимков, при том улыбаясь, так, пожалуй, и можно. Более того - Мандельштам наделяет человеческий глаз инстинктом фотографирования: «Ещё, ещё, сетчатка голодна!» Как будто увидеть одного раза нед­остаточно. Поэт с одной стороны убеждает самого себя в том, что он не боится окру­жающего мира и готов смотреть на него прямо и пристально («Держу пари, что я ещё не умер…»), а с другой стороны - фотоснимок поможет в будущем восстановить реальность тоталитарного кошмара.

Философски этот «инстинкт фотографирования» опишет позднее Ролан Барт 2. Действитель­но, современный человек всякое событие своей жизни стремится со­проводить видео и фотосъёмкой: свадьбу, отпуск на море, юбилей, день рожденья, встречу старых друзей, поездку за город, и так далее. Как будто фотография придаёт со­бытию действительную, окончательную объективность и юридически удостоверяет будущих её зрителей в том, что это в действительности происходило.

В мире мелких происшествий, обыденного потока каждодневной рутины (сан­сары), фотография путём копии, через дублирование и тиражирование изображений при­даёт прошлому статус высшей объективности. Повторюсь: эта объективность породила новый, культурный, «фотографический инстинкт». И современная культура от этого инстинк­та, «голода сетчатки» обойтись уже не может.

Говорить сегодня о виртуализации современного мира, значит повторять уже мно­гократно сказанное. Между тем, именно фотография сделала на этом пути принципиаль­ный шаг. «Фотография стоит у истоков дереализации мира, пределы которой пока не определи­лись (если это вообще возможно)» 3.

Теоретик фотографии Сьюзен Зонтаг конкретно указывает на зависимость общест­ва потребления от возможности тиражирования в нём громадного потока фотокарто­чек: «Производство фотографий воспроизводит господствующую идеологию. Социальное изменение подменяется изменением изображений. Сужение свободы политическо­го выбора до свободы экономического потребления нуждается в не­ограниченном производстве и потреблении фотоснимков» 4. Выводы из подобного рода глобальных заявлений достаточно прозрачны и целиком мною разделяются.

Власть фотографического изображения, которое присутствует в рекламе, официаль­ных документах, паспортах, удостоверениях, газетах, юридических процедурах, массовой глянцевой продукции, семейных фотоальбомах, музейных хрониках – уничтожа­ет время, уничтожает миф, способность вообразить прошлое (О ужас: существу­ют фотографии Шопенгауэра и Шеллинга!) Невозможно представить, чтобы случилось, если бы обнаружилась фотография Сократа, - и это при том, что существует масса описаний сократовского лица в мельчайших подробностях.

Однако, неужели власть фотографии ограничивается только тем негативным, что было перечислено и упомянуто выше и что можно описывать до бесконечного, впадая в раж разоблачения? Думается, что не так.

У Барта мы находим очень, на мой взгляд, существенную мысль о том, что фото­графия возвращает «культуре смерть». Смерть, «ушедшая» из религии, архаики, ритуала настигает современного человека через фотографию. Близкий человек ушёл, умер, ребё­нок повзрослел, событие осталось в прошлом, умерло, а вот факт его объективной достоверно­сти – фотоснимок – остался. Мы видим то, чего нет. Мёртвое, как живое и живое (смеющееся лицо) как мёртвое (зная, что такого лица мы не увидим никогда).

Такая двойственность фотографии близка тому, как Августин понимал время, ис­ходя сугубо из настоящего: настоящее прошлого, настоящее настоящего и настоящее будуще­го. Конечно, мгновение Вечности, которое Августин подразумевал, далеко от того мгновения, которое запечатлевает фотография, но маленький «кусочек» Вечного фотоснимок всё-таки захватывает. Хотя бы тем, что повторяет: этого ты больше никогда не увидишь!

И вот это «никогда», это единожды пойманное мгновение, эта умершая реальность, пусть тихо, без катарсиса (М.Рыклин), без пафоса, - напоминают человеку о смерти, бренности, суетности, о том, что есть вещи, исправить которые уже невозможно, что есть нечто, что выше человека и до сих пор ему неподвластно.

Л.Чернов
УрАГС, Екатеринбург

 


 

1 Осип Мандельштам. Стихотворения. Переводы. Очерки. Статьи. Тбилиси. 1990. С. С. 173, 177, 178.

2 Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. Перевод, послесловие и комментарий М. Рыклина. Ad Marginem. 1997

3 Там же…с. - 205

4 Зонтаг С. О фотографии. Цит. по: Ролан Барт Camera lucida…с. - 180


Дата создания/изменения: 9 октября 2008 / 14 января 2013

Просмотров в среднем за день/сегодня: 2/1

Институт:

Это актуально:

Популярные ссылки: