г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66
Приемная комиссия: (343) 251-77-44, (343) 251-70-85
Телефон для обращений: 8 (902)-509-50-05,
8 (902)-502-77-78, (343) 251-78-20
Директорат: (343) 257-20-05
Факс: (343) 257-44-27
E-mail: director@ui.ranepa.ru

 


Проект «Виртуальное кино»

Клуб Авангардного кино

представляет

проект

«ВИРТУАЛЬНОЕ КИНО»

 

Виртуальный фильм

«ЛЮБОВЬ ОСТАЛАСЬ В ДЕКАБРЕ»

по рассказу В. Жереги

Авторы проекта: Л. Чернов, А. Крупп

 

СОДЕРЖАНИЕ

Идея и объяснение проекта

Виртуальная съемочная группа

Отзывы зрителей

Мнение критики

Кадры из фильма

Текст рассказа Валериу Жереги «Любовь осталась в декабре»

Послушать музыку к фильму (soundtrack)

 

Идея и объяснение проекта

Данный проект «Виртуальное кино–2» под названием «Любовь осталась в декабре» задумывался как наглядное проявление киберреальности, как доведенные до абсурда идеи киберкультуры, когда фильм запросто становится частью виртуальной реальности.

Сегодня в культуре, на всех её уровнях наметилась тенденция  к созданию для себя виртуальных миров. Мы все свидетели того, какой популярностью пользуются реалити-шоу по телевидению, виртуальные музыканты (все чаще и чаще мы слышим их песни восхваляющие виртуальную-sms любовь) и нельзя не заметить бурлящую жизнь в Интернете. Можно говорить о существовании целой киберкультуры, основанной на использовании возможностей компьютера и технологий виртуальной реальности…

Основная идея данного проекта заключалась в  том, чтобы создать полную  иллюзию существования фильма. Все, что сопутствует настоящему фильму при его изготовлении и выпуске – все это существует:  в реальном журнале «Искусство кино» существует реальный рассказ «Любовь осталась в декабре», сценаристами написан воображаемый сценарий по этому рассказу, оператором сняты на пленку множество  фрагментов из фильма с участием реальных играющих актеров, специально к фильму композитором написана музыка, напечатаны афиши и отзывы зрителей.

         В результате должен получиться единый  целостный образ фильма, который мы могли бы увидеть на экране. Пусть его не будет в реальном -  материальном виде (т.е. на пленке, на экране), но он существует в нашем (вашем) сознании, в виртуальном пространстве, где мы с помощью нашего воображения с легкостью можем просмотреть, пережить его. Мы надеемся, что, после знакомства со всем представленным материалом, вы испытаете чувство, будто только что вышли из кинотеатра после просмотра еще одного  нового хорошего фильма.

         Приведём пример: в продаже на российском «глянцевом рынке» появился толстый  журнал под названием «Total DVD: всё, что вы хотели знать о кино». Журнал даёт оценку и краткий обзор новых отечественных, зарубежных, старых, классических и т. д. фильмом, выходящих в формате DVD. Фильмы анализируются с таких позиций: качество звука, наличие бонусов, формат, картинка, бюджет ленты, история проката и многих других. В итоге получается - кино переносит акцент с содержания, с того, о чём нам повествуют, на то, как нам показывают, в каком формате, в каком звуке. И всё это называется качеством кино. 

         Вспоминается один современный философ, который ещё двадцать лет назад, в эпоху появления квадро-звука писал, что в действительности совершенный звук звучит в головах слушателей, а не доносится из колонок и акустических систем. Каким бы совершенным не был звук или изображение, они всё равно будут уступать нашему внутреннему, более совершенному звучанию. И как часто, начитавшись рекламы и восторженных рецензий на какой-нибудь фильм, мы с чувством разочарования досматриваем это кино до конца, а бывает - и не досматриваем.

         Почему? Потому что внутри себя, в воображении, - мы уже представили этот фильм и там, в воображении он обладал всеми совершенными, идеальными характеристиками кино: игрой актёров, режиссёрской работой, сценарием. А для такого додумывания, допридумывания бывает достаточно одного предложения о том, про что фильм. Одной фразы – фильм про любовь. Или – фильм о предательстве, или – фильм о дружбе школьных одноклассников. Фраза сказана, сюжет разворачивается, история началась. Никто не мешает сделать её такой, какой мы захотим.

А если даны актёры, написана музыка, показаны фотопробы – вот и фильм, достаточно только запустить работу воображения. Если, конечно, механизм по его запуску ещё не заржавел.

 

Виртуальная съемочная группа

  • Режиссёр: Л.Чернов
  • В ролях:
    • Аня - Р. Аминова,
    • Саша - А. Бердников,
    • Паспортистка - М. Мякишева,
    • Злой отец Ани -  Л.Чернов,
    • и другие.
  • Авторы сценария: Т. Коломейцева, А. Скоробогацкая
  • Композитор: А. Крупп
  • Оператор: Е. Босых
  • Подбор актеров: М.Мякишева
  • Продюсер: Е. Лазукина,
  • Гример: Коновалова Е.

 

При поддержке: «Ч-студия», «А- Клубс», «Студия молодёжных проектов», а также студенческой ассоциации «Щука фильм», DoorS и  t.Rex центры России, Молдавии, Украины и Беларуссии.

 

 

ЛЕОНИД ЧЕРНОВ (РЕЖИССЕР)

На фоне современной жизни очень сложно говорить о любви, писать о ней стихи, например, и уж тем более – снимать кино. Посмотрите на современные фильмы о любви: это либо сладкая ложь, карамелька для домохозяек и девочек, либо военная история, либо подростковый «беспредел». Режиссёры разучились снимать просто, просто про людей, просто про мечту, чисто и без подтекста. Вспомните «Ночи Кабирии». А сегодня пресловутый постмодернизм во всём предполагает видеть какую-то двусмысленность, вторую и  третью степень ироничности.

Мы же захотели снять фильм простой, чистый, однозначный, насколько однозначной, конечно, может быть психология человека.

История классическая: он встречает её, они влюбляются, но вместе быть не могут. Он уезжает, она остаётся. Действие происходит на фоне советской глубинки конца 70-х годов. Об остальном говорить сложно – нужно смотреть. Он – студент столичного института, будущий режиссёр, она – провинциалка, несколько лет прожившая в столице и возвращающаяся домой. Он совершает первый в своей жизни настоящий поступок – сходит с поезда на её станции, в ночь, в холод, без денег, даже паспорт оставляет у проводницы.

Между ними может быть всё: страсть, эротика, целая жизнь, но в реальности у них есть только одна ночь и в эту ночь их прогонят из дома пьяный отец и они ночуют в заброшенном холодном доме.

Жизнь проходит, но проходит слишком быстро, проходит мысленно, в голове обоих, нет, не правильно, лучше сказать – в сердцах обоих.

Писать и говорить здесь можно много, но лучше посмотреть. В завершение же подчеркну один момент. Фильм показывает  и рисует полнокровный живой женский образ, настоящий, на мой взгляд – глубокий. Если посмотреть на современные женские образы российского кино последних лет: голова идёт кругом. Женщин либо нет, как например в фильме В. Тодоровского «Любовник», где по названию можно предположить, раз есть любовник, значит есть и та, кого он любит, а её нет. Либо женщина играет роль условного контекста, сцены, на которой разворачиваются события современной российской действительности. На мой взгляд, роль такого контекста выполняет во многих своих фильмах Чулпан Хаматова. Она очень хорошо играет, но играет не человека, не женщину конкретную, вот эту или ту, а Женщину Вообще, как например в «Стране глухих» или в «Лунном папе». И это не плохо, это здорово. Но это редкость, уникальный случай, в большинстве же фильмов, как я уже сказал, женщин просто нет, есть мужчины, герои, солдаты, бывшие спецназовцы, боксёры и так далее.

Розалия Аминова, которая играет в нашем фильме, на мой взгляд справляется со своей задачей. По фильму она может удержать героя, во всяком случае, попытаться это сделать, но она этого не делает. И каждый из зрителей сам догадывается почему она этого не делает.  Что ей движет.

 

ИНТЕРВЬЮ С РЕЖИССЕРОМ ЛЕОНИДОМ ЧЕРНОВЫМ ДЛЯ ГАЗЕТЫ «МОСКОВСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ»

 

Корр.: Это Ваш дебют в роли режиссера "большого" кино. Почему Вы решили  сменить достаточно прибыльную профессию режиссера клипов и обратиться к такому сложному виду искусства?

Л.Ч.: Думаю, понятно, что всякий человек, имеющий дело с камерой, в конечном счёте мечтает и стремится снять, как Вы говорите, «большое кино». Бондарчук-младший снимает клипы, клипы снимал, насколько мне известно, Даррен Аранофски, примеров много, а уж про актёров я и не говорю.

Корр.: Чем привлек Ваше внимание сценарий фильма. Сразу ли Вы решили снять по нему фильм?

Л.Ч.: Интуиция возникла сразу. А когда  меня поддержали единомышленники, друзья, тогда и начали работать. Искать деньги и всё такое.

Корр.: Почему фильм получил название "Любовь осталась в декабре"? Оно очень грустное, звучит как воспоминание...

Л.Ч.: Название не оригинальное, мы оставили его таким, как называется рассказ, по которому написан сценарий.

Корр.: Какую идею несет фильм?

Л.Ч.: Идей много, но кино, как всякое искусство, работает образами, поэтому всё сводить к идеям не следует, хотя они, конечно присутствуют. Например, там есть идея поступка, выбора, идея нереализованной любви, например.

Корр.: Всё таки есть в фильме любовь?

Л.Ч.: Конечно есть, куда без неё.

Корр.: В фильме "Любовь осталась в декабре" снимались молодые, неизвестные широкой публике актеры. Чем вы в первую очередь руководствовались, подбирая актерский состав? Не думали ли вы, что зритель не пойдет в кинотеатр, если в фильме не будет хотя бы одно раскрученное лицо?

Л.Ч.: Актёры действительно молодые, неизвестные, но они мне понравились. Соглашусь, мы рисковали… Но ведь фильм кроме актёров делают и другие люди, музыку, например специально для фильма написал Альберт Крупп, уже известный композитор и музыкант.

Корр.: В какие краски "окрашен" Ваш фильм?

Л.Ч.: В какие краски окрашен советский вокзал 70 – х, провинциальный полустанок, в такие и наш фильм.

Корр.: Какую роль в фильме играет коробка с пленкой, которую главный герой на протяжении всего фильма носит с собой.

Л.Ч.: Вы сами же и ответили на этот вопрос. Вспомните коробочку из фильма В. Хотиненко «Патриотическая комедия». В нашем фильме реализма больше, но смысл коробочки такой-же.

Корр.: Раскрывается ли в фильме социальная проблематика или он только о чувствах, о внутренней жизни? Вообще, в чем главная проблема отношений героев?

Л.Ч.: Если кратко, то главная проблема в том, почему она его отпускает.

Корр.: Что олицетворяет собой Аня, главная героиня, почему именно такая девушка стала центральной фигурой фильма? В ней скрыта какая-то тайна или она олицетворяет собой некий вечный женский архетип?

Л.Ч.: Аня – простой настоящий человек, в этом её женственность, в её конкретности, она конечно и архетип, как архетипична любая женщина, но отчасти она ведёт себя не по-женски. Обычно женщина держится за мужчину, а Аня нет.      

Корр.: В Ваш адрес как режиссера и в адрес вашего фильма было отмечено много лестных отзывов, как вы думаете, чем это вызвано? Может  это вызвано "тоской" по настоящему искреннему кино?

Л.Ч.: Возможно, я не знаю. Так получилось. Актёры, сразу верно пойманная интонация, музыка, работа команды, помощь друзей – всё соединилось и получился фильм.

Корр.: Спасибо за ответы.

 

Интервью опубликовано в 4 номере газеты за 2005 год.

 

АЛЕКСАНДР БЕРДНИКОВ (АКТЕР)

“ …Этот фильм стал для меня настоящим подарком судьбы – немногим актёрам доводилось столь удачно получить свою первую роль.  С Леонидом Сергеевичем мы встретились на кинофестивале в Воронеже, и я, признаться, сильно удивился, когда через неделю  получил предложение сняться в его новом фильме. Ещё большим сюрпризом оказался сценарий. Мне практически не нужно было играть, герой был, как будто списан с меня. Начинающий актёр – начинающий режиссёр: войти в образ было несложно. Естественно, опыт ничто заменить не может, и мне с самого начало казалось, что режиссёр сильно рискует, приглашая неопытных актёров, однако, судя по реакции зрителей, риск был вполне оправдан. 

  Роль кажется мне удачной не только потому, что играть было легко. Я получал огромное удовольствие от осознания того, что в том числе и моими усилиями в отечественном кинематографе создаётся что-то честное,  а не  очередной  наспех сляпанный «шедевр».  По-моему, фильм получился немного наивным, наверное, потому, что есть в нём что-то от того самого «советского кино» о котором мы, к сожалению, забыли. А может быть потому, что отвыкли от простых чувств, без примеси подозрений и сомнения. Кому в наше время хватит смелости сойти с поезда комфортного быта в неизвестность, вслед за незнакомым человеком?...”

 

   “…Съёмки проходили в очень тяжёлых условиях – многочасовая работа на морозе с небольшими перерывами была крайне утомительной. Лично мне помогал только неиссякаемый энтузиазм съёмочной группы: все поддерживали друг друга как могли. Особенно сложным в этом смысле был эпизод, в котором мы с Розалией ходим по городу в поисках ночлега. Снимали его  в «посёлке городского типа» недалеко от Екатеринбурга. Температура в тот вечер плавно упала с минус пятнадцати до   минус двадцати пяти, все, естественно,  жутко замёрзли,  дело шло из рук вон плохо. Настоящим апофеозом стала сцена, в которой мне нужно было бросить снежок в окно. Попал  я только с десятого раза…”

 

  “…Однако в целом всё прошло просто прекрасно. Несмотря на жуткий холод на съёмочной площадке царила очень тёплая атмосфера. Помощь – советом или просто хорошим настроением была неоценимой. Воодушевляла своим примером Розалия, которая прекрасно играла, просто не замечая ужасной погоды и прочих неудобств.   Поэтому  хочется ещё раз поблагодарить всех, кто работал над этим фильмом – за вклад в отечественный кинематограф и за мой удачный дебют…”

 

РОЗАЛИЯ АМИНОВА (АКТЕР)

 «Обычная жизнь — вот она: за окном сверху — небо, внизу — земля. А посередине — гнилое болото.»

« …Когда ты - побитый большой взрослой жизнью маленький человечек, девушка из провинции, у которой отобрали все мечты, которую на каждом шагу убеждают в ее ненужности, -ты будешь цепляться за любую соломинку, проплывающую мимо в твоем море отчаянья. Или, может быть, видеть, в любом лице, сохранившем в себе черты человечности, эту самую соломинку. Ведь так хочется верить, что тебя не только пинать и обижать хочется, но и защищать и оберегать…

 …По крайней мере, так я поняла свою героиню. В ее голосе – отчаянье, грустная язвительность. В ее фразах – резкость и агрессия. Наученная горьким опытом, она заранее ко всем относится враждебно, ожидая, что обидеть может каждый незнакомец.

Случайный попутчик – он же герой-расказчик – по сравнению с ней юн и зелен. У него все только начинается, он хранит и лелеет свою «банку селедки» - в ней – его мечты и надежды, будущее видится…ну, по крайней мере, он его хоть видит, в отличие от Ани. Но она перенимает мечты наивного юного режиссера и несколько часов живет ими, забывая  про свои, потерянные…»

«…Я хотела передать это сочетание юности и относительной жизненной опытности девушки, ее, в общем-то, обоснованную агрессию, то,  что, как бы она ни старалась изобразить из себя самостоятельную и гордую, на самом деле, она хочет быть слабой и беззащитной, только боится признаться в этом себе. Боится потому что боится. Новой боли.

Ни в коем случае я бы не хотела, чтобы мою героиню было жалко. Она сильная! И независимая. Она сама так решила…»

 

АЛЬБЕРТ КРУПП  (КОМПОЗИТОР)

«…Написать музыку к фильму «Любовь осталась в декабре» мне предложил мой давний знакомый и замечательный режиссер Леонид Чернов. Я с удовольствием согласился, тем более что всегда любил подобные «атмосферные» фильмы.

Работа увлекла меня. В ходе съемок я  часто посещал съемочную площадку, слушал комментарии  режиссера, разговаривал с актерами и сценаристами - старался максимально проникнуться идеей фильма. Моя главная цель как композитора состояла в том чтобы, наполнить фильм атмосферой, воздухом, ощущением безграничного пространства и  потерянности, одиночества человеческих судеб в нем…»

«…Основная музыкальная тема была исполнена на акустической гитаре, а  к записи струнных был привлечен Уральский симфонический оркестр, с которым я уже давно сотрудничаю…»

В результате получился замечательный пример гармоничной  работы режиссера и композитора… плюс талантливые актеры, прекрасная режиссура… вообщем, отличный фильм!

В ближайшем будущем мы планируем выпустить отдельный диск с саундтреком, надеюсь, он найдет своего слушателя, так же как фильм нашел своего зрителя…»

Прослушать музыку к фильму вы можете здесь

 

 

АНЯ СКОРОБОГАЦКАЯ,

 ТАТЬЯНА КОЛОМЕЙЦЕВА (СЦЕНАРИСТЫ)

 

 

 

ИНТЕРЬВЬЮ С  ТАТЬЯНОЙ  КОЛОМЕЙЦЕВОЙ (СЦЕНАРИСТ)

СТАТЬЯ ИЗ ЖУРНАЛА «КИНОМАНИЯ»

 

Сценаристы – народ скромный. Когда фильм превозносят или ругают, о них вспоминают в последнюю очередь. Однако не смотря на то, что их служба на “первый раз и не видна”, она не перестает быть нужной и интересной. К тому же такая “засекреченность” привносит в  работу сценариста долю некоей загадочности. Сегодня наш журналист Влада Сергеева берет интервью у одного из сценаристов нового фильма “Любовь осталась в декабре” Татьяны Коломейцевой. Возможно, какие-нибудь тайны творческого процесса удастся выяснить.

Корр.:  “Любовь осталась в декабре” претендует на то, чтобы стать одним из самых ярких событий в мире интеллектуального кино в начавшемся году. Но об авторах фильма мы знаем не так уж и много. Расскажите, пожалуйста, о том, как началась ваша работа над сценарием фильма.

Т.К.: Все началось с того, как режиссер Леонид Чернов познакомил меня со сценарием Валериу Жереги “Любовь осталась в декабре”. Дело как раз было под Новый год, и определенные события моей жизни заставили меня прочитать его с особым интересом. Конечно, такой материал нужно снимать, подумала я, когда дошла до последней строчки. Но в то же время в сценарии чего-то не хватало. Недостающий элемент витал в воздухе, нужно было только сесть и начать работать.

Корр.: И что же это было?

Т.К.: Поэзия. Сценарию киноленты о любви не хватало поэтичности. Хотя, казалось бы, атмосфера  фильма более чем романтическая: молодость, одиночество, путешествие, надежда. Но мне показалось, что нужно придать повествованию больше невысказанности, лиричности. Сценарий должен был дышать. И дыхание должно быть совершенно невесомым.

Корр.: Что же нового Вы привнесли в сценарий Валериу Жереги?

Т.К.: В сценарии было много моментов, в которых чувствовались отсылки к творчеству Андрея Тарковского. Именно их мне хотелось заострить. Пришлось переработать сцену разговора главных героев в тамбуре, эпизоды в сельском клубе,  прощальные реплики. В фильм вошли стихи. Несколько изменился образ молодого человека – начинающего режиссера.

Корр.: Вы сказали, что фильму сопутствует мотив дороги.

Т.К.: Да, главные герои большую часть фильм едут в поезде. Он ищет славы. Она хочет начать новую жизнь. Дорога для меня является своеобразным символом молодости, возможно, здесь сказалось увлечение прозой Керуака.

Корр.: Значит ли это, что в Вашем сценарии есть отсылки к эпохе “великих проказников”?

Т.К.: Мне кажется, во все эпохи молодежь счастлива и несчастлива одинаково. Разница в политической, экономической и исторической обстановке не играет столь уж важной роли. Все равно каждый молодой человек будет задавать себе вопросы: “Зачем я живу?”, “Какой дорогой идти?” “Что такое любовь?”. Так что если кто-то и найдет в фильме приветы прекрасным шестидесятым, не будет ничего  удивительного. У всего современного есть свои истоки. Кстати, вслушайтесь в музыку Альберта Круппа  к фильму повнимательнее…

Корр.: И о современном. На фоне всевозможных “Дозоров” и  “Сволочей” можно легко увидеть, насколько этот фильм неконьюктурный и подчеркнуто искренний.

Т.К.: Мне очень приятна такая оценка нашего фильма. Искренность – это очень важно. Но ее не добиться, если коммерческие интересы застилают глаза. Нужна команда творческих, открытых людей. Не скажу, что все было очень просто, даже наоборот. Нужно было время, чтобы хорошенько понять, что и зачем мы делаем. И я очень рада, что приняла участие в этом проекте.

 

МАРИЯ МЯКИШЕВА  (ПОДБОР АКТЕРОВ)

 

 

ЕВГЕНИЯ ЛАЗУКИНА (ПРОДЮСЕР)

 

Отзывы зрителей

***

«…Давно я не испытывала таких глубоких чувств, эмоций после просмотра кинофильма!!! Я больше года не была в кино, вы же знаете, все эти современные фильмы изобилуют насилием, сексом, убийствами… Я этого не люблю, вообще не приемлю в кино. А хорошие, добрые фильмы почти перестали снимать, ну вы меня понимаете. А на «Любовь осталась в декабре» я попала совершенно случайно, друг сделал мне подарок на день рождение, пригласил в кино… Сначала я жутко на него обиделась, ну что это за подарок такой?! Но после просмотра я была готова его расцеловать. Пока сидела в кинозале, переживала каждую минуту фильма, чувства переполняли меня, слезы были готовы хлынуть из глаз. Такая светлая, добрая история…жаль, что у героев ничего не вышло, я внутренне этого так желала, но вы понимаете, все женщины любят, когда история, особенно любовная, заканчивалась «Хэппи Эндом»! Вся эта история, он – начинающий, совсем еще юный режиссер, она – молодая, но уже многое повидавшая на своем веку девушка. Их знакомство в поезде, разговор, неожиданное схождение с поезда, потом блуждания по холодному Богом забытому провинциальному советскому городу… Затем эта маленькая авантюра с показом фильма и неожиданное расставание, такое же неожиданное как и встреча….  Это настоящее кино, после просмотра у меня возродилась вера в кинематограф, особенно в российский кинематограф!!!»

 

***

«…Такой милый, наивный фильм, так непохожий на все, что снимается сейчас в нашем кинопроизводстве.

Паспорт вместо денег, дядя в трусах, грязные окна вагона, заледеневшая вода в ведре – такие мелочи, они говорят:  это - правда, все так и было. И ноги мерзнут в 30-тиградусный мороз. И как по-русски, породному герои пили чай с баранками…»

Режиссеру, на мой взгляд, удалось заинтриговать зрителя: кто такая Аня, от какой жизни бежит, что ее ждет. Какие у нее тайны?? Ответа нет, и зритель может фантазировать, придумывать прошлое и будущее сам. Только мировоззрение, характер зрителя могут стать «рамками сценария»…

…Наверно, герой столкнулся с Аней, чтобы потом, в своей режиссерской деятельности, он никогда не забывал о простых людях, их судьбе, о настоящей, непридуманной жизни. Чтобы развивал свой талант – ведь не каждому дано отразить на экране Жизнь так, чтобы зритель, каждый со своей правдой, мнением, увидел в персонажах себя, улыбнулся и «черпнул» новые силы для своей Дороги в этом мире…»

 

Коновалова Е.

Мнение критики

****

А.Скоробогатская

О чем думаете вы, когда садитесь смотреть малобюджетное кино? Вы принимаете скучающий и понимающий вид, приготовляясь к чему-то новому, свежему, заранее готовя слова для описания своих еще несостоявшихся впечатлений? «Новая волна», «андеграунд», «инди» – эти слова крутятся у вас в голове?

Или вы планируете заинтересованно разбирать по косточкам каждый смазанный и не переснятый из экономии кадр, дивиться на странный, но понятный выбор натуры и исполнителей? «Когда нет денег – то нет любви»?

Или вы определяетесь постфактум?

Сегодняшний наш герой – как раз представитель кино малобюджетного, того, для которого подбирают деликатные эпитеты вроде «авторское» или «самобытное», когда оно проваливается, и объявляют достижением и прорывом в этом мире ханжества и масс-культа в случае маломальского успеха.

На мой взгляд, сюжет сам по себе труден для экранизации. Как сделать так, чтобы с одной стороны, не впасть в крайность иллюстраций к радиопостановке или «читает автор», то есть, крайней детализации и близости к тексту, а с другой не упустить чего-то важного в попытке показать, по словам самого Жереги, настоящее кино. «Когда все, что на экране, как в реальной жизни. Когда не видно режиссера, оператора, артиста».

Оказывается, сделать можно. В нужных пропорциях отмерить талант и мастерство. Приправить картинкой в стиле итальянского неореализма. Подавать подготовленной аудитории.

Вы знаете, оказывается, приятно смотреть на экран и видеть там не изрядно успевшие полюбиться лица народных и заслуженных, а незнакомых и, судя по всему, перспективных. Видеть не загримированную под молодость мастеровитость, нет, а действительно живость и спонтанность юности. Мне кажется, что от режиссера требовалось многое – довериться. Мы потому действительно не видим артиста, что он не играет, он живет. Режиссер рискнул, а жалеть причин уже не осталось.

Было страшно увидеть какой-нибудь срыв на патетику. На пафос ситуации ожидания, или прощания, или откровения. Но прошло на редкость гладко, и если скомкано, то в самый раз. Как и положено быть эпизоду. Ведь это «путешествие дилетанта» есть ни что иное, как эпизод. Встающий в один ряд с тридцатиминутной зарисовкой о приезде в молдавскую деревню. И этим, несмотря на непритязательность действия, обеспечивается некоторый, можно так сказать, динамизм киноповествования.

Конечно, не все так замечательно гладко. Есть и несамостоятельность, и как будто «провисание» некоторых моментов, но и это, при благожелательном настрое, можно легко списать на следование определенным, не самым плохим, надо сказать, традициям и авторское видение.

Всегда будет возможно найти с десяток более оригинальных, на свой взгляд, решений и планов, однако, в качестве одной из точек зрения данная работа, несомненно, имеет место быть.

 

 

«Искусство без  зрителя»

Ч. Леонидов «Российские

кино-обзоры апреля 2006 »

Современное российское кино семимильными шагами догоняет запад­ный кинематограф. В первую очередь это происходит «по части» бюджета, а как следствие - и «по части» зрелищности. Посмотрите, кинотеатры в круп­ных российских городах растут как грибы после дождя. В качестве примера можно взять тот же Екатеринбург. Люди идут в кинотеатры отдохнуть, про­вести вечер с семьёй, посидеть с девушкой в темноте зала, чтобы потом про­водить её пешком до дома по ночным улицам. И здесь важно, чтобы повод поговорить о фильме, держа её за руку, или даже обнимая, был позитивным. Иными словами, чтобы фильм был зрелищным, чтобы он был интересен, чтобы в фильме был сильный красивый герой, совершающий подвиги. Или, - нужно чтобы в фильме была любовь, романтическая, коварная, трагическая, с элементами двусмысленности. Или, на худой конец, нужно чтобы фильм был смешным, как «Пыль» с П.Мамоновым, чтобы в фильме было масса цитат из других фильмов и чтобы можно было блеснуть перед своей спутницей умением расшифровывать эти цитаты. Со знанием дела говоря: это уже было у Триера, а этот сюжет режиссёр заимствовал у Джармена, а эта песня впер­вые звучала у Финчера. Такие фразы производят впечатление. И нам не жалко трёх или четырёх сотен, потраченных на билеты

            И если мы уверены, что кино существует для зрителя, что кино нужно и должно смотреть, потому что мы его любим, тогда возникает вопрос: а кто будет смотреть фильм «Любовь осталась в декабре», снятый любителями, неизвестно откуда доставшими деньги на киноплёнку и аренду кинокамеры? Почему, смотря фильм, мы должны слушать проникновенные монологи героини, про её жизнь в Москве, невнятный лепет инфантильного студента, одержимого манией величия. Почему бы нам просто не показать красивую картинку про любовь, пусть на один вечер, пусть не вечную, но красиво, профессионально. Нет, «Любовь осталась в декабре» не подарит нам ни расслабления, ни удовольствия, ни зрелищности. Фильм будет мучить нас вечными вопросами бытия, фильм покажет нам шекспировскую трагедию провинциального масштаба про несостоявшуюся любовь. После этого фильма мы разбежимся по домам, и будем курить всю ночь сигареты без фильтра и думать – «А почему у них ничего не получилось? А как бы я поступил (а) на его (её) месте?» И уж ни о каком романтическом продолжении вечера не может быть  и речи. В конце-концов и денег станет жалко, заплатил ведь свои, кровные, а в результате что? У меня жизнь такая, так зачем же мне про такую жизнь ещё и в кино смотреть.

            Я пишу не о форме, в данном случае, а о содержании. Формально, отдадим должное справедливости, фильм снят достаточно мастеровито, со знанием дела. Видно, что и режиссёр, и оператор и все остальные создатели картины отсмотрели не одну сотню метров Германа, Тарковского, Михалкова и иже с ними. Но содержание.

Кто будет смотреть это кино? Десяток интеллектуалов на каком-нибудь авангардном фестивале в Урюпинске. Или философствующая молодёжь столичных и провинциальных университетов. Пусть смотрят, это их право и свободный выбор, но массы, которые жуют попкорн в мягких креслах дорогих кинотеатров и которые в конечном счёте окупают затраты на «Ночные дозоры», «Личные номера» и «Бумеры», этот фильм, думаю, пропустят «мимо глаз», а значит лишат кино самого главного, что в нем есть – зрителя. 

 

***

Мякишева Мария

Современное российское кино сейчас находиться на стадии подъема. Каждый стремится теперь снимать не просто кино, а хорошее кино, которое запомнят. Которое полюбят, и будут пересматривать помногу раз, как фильмы советского периода: «Девчата», «Служебный роман», «Карнавальная ночь», фильмы из серии «Приключения Шурика». Это все добрые фильмы, наивные, светлые. Нет в них ни жесткого реализма, ни горькой правды жизни, ни глобальных перемен, голос Судьбы не слышен в них отчетливо, а жестокий Рок не весит над головами главных героев. Но что-то влечет к ним, притягивает, завораживает…

Недавно на экраны вышел фильм начинающего режиссера Леонида Чернова «Любовь осталась в декабре». Подобно Звягинцеву он начинал как режиссер клипов, постановщик перфермансов, был редактором одной авангардной газеты (известной в узких кругах), идеологом многих проектов, один из которых «Глубинная музыка».  В 2005 году он впервые решил попробовать себя в роли режиссера большого кино. Первый опыт работы  Чернова   в этом виде искусства смело можно назвать успешным

  В основу фильма легла трогательная и очень глубокая история о так и несостоявшейся любви студента режиссерского факультета ВГИКа и молодой женщины, но которая уже успела почувствовать на себе всю тяжесть жизни.  Их встреча произошла в поезде. Именно он стал той точкой, где пересеклись их дороги. Две разные жизни, две разные Судьбы, два разных уровня миропонимания. Молодой парень из благополучной молдавской семьи и девушка, мать которой бросила её, когда ей был год от роду. Единственные светлые воспоминания детства  – как отец стирал ей маечки, рубашечки, штопал носки, как   подарил ей первое «взрослое платье»,  в котором она  ходила в  пельменную.

Больше всего на свете Аня желала любви, настоящей, чистой.  Любви, которой  она была лишена в детстве, а потом во взрослой жизни. Да и ушла она из дома лишь затем, чтобы найти свое счастье… Но так и не нашла его.  Единственное, что обрела, это тяжелый багаж жизненного опыта и глубокое чувство вины перед отцом, к которому возвращалась после нескольких лет скитаний. Она воспринимает этот мир намного серьезнее, глубже, чем студент, будущий режиссер, который стремиться  быстрее приехать домой, чтобы показать семье свой первый в жизни фильм. Он везет его в жестяной коробке, тщательно оберегает, держит у самого сердца за пазухой.  Сейчас это самое главное в его жизни.

Они оба едут к родителям, он с радостью и нетерпением, она со страхом и чувством полной неопределенности. Их разговор в поезде показывает, как по-разному они понимают эту жизнь. Для него кино – реальность, а реальность – кино. Мир вымышленный, без трудностей, легкий, он молод, он мечтает, он далек от настоящей Жизни.  Для Ани реальность – реальность, а кино – кино. Она их не смешивает. Поэтому он ей и понравился, таких как он, она не встречала: интересный, веселый, необычный -  человек из другого мира.  Таких как Аня, будущий режиссер тоже никогда не встречал.  Он пообещал ей, что все в ее жизни будет хорошо и на перроне станции уже, наверное, ждет её будущий жених и защитник. Купившись на ласковые слова, Аня как ребенок поверила в любовь, не захотела с ней расставаться. Она сняла студента с поезда, не дала ему сесть обратно, она была уверена, что именно он ее судьба, ее защитник.

Город принял их недоверчиво, без теплоты. Спившейся отец, не признав ее, прогнал обоих, подруги давно все поразъехались. Они были одни  той холодной декабрьской ночью. Но именно в те минуты они оба были счастливы. 

  Но «Любовь осталась в декабре». Мечте не дано было сбыться, ее защитник все же опоздал на перрон, молодой режиссер -  не ее Судьба. Аня четко осознала это после того, как увидела ту жизнь,  «о которой никогда не знала». Студенту обманом удалось организовать показ своего фильма в местном кинотеатре, на который никто не пришел. Единственным зрителем была Аня, на экране, она увидела мир, которым молодой человек так сильно дорожил и оберегал. Это стало для нее настоящим откровением, глубоким потрясением. Он не для нее.

  Аня «отпустила», отошла в сторону, сбежала. У них разные пути.

 Фильм получился очень пронзительным, глубоким. Прекрасная игра молодых актеров Розалии Аминовой и Александра Бердникова - честная и открытая. Нет штампованности и повторений. Поражает звуковое сопровождение фильма, музыка Альберта Круппа очень точно передает характеры героев, душевное состояние, атмосферу фильма в целом.

Получилось очень цельное произведение, ничего лишнего. Еще одним хорошим фильмом в нашей стране стало больше. Что не может не радовать.

Кадры из фильма

image014.jpg image017.jpg

image015.jpg image016.jpg image027.jpg image029.jpg image031.jpg image033.jpg

THE END


Дата создания/изменения: 16 мая 2006 / 13 декабря 2013

Просмотров в среднем за день/сегодня: 1/1

Институт:

Это актуально:

Популярные ссылки: